Print previewPrint

Доклад Министра финансов РК Султанова Б.Т. на заседании Правительства РК о предварительных итогах социально-экономического развития и исполнения республиканского бюджета за 2017г.

1/11/2018

г. Астана, Үкімет Үиі, 11 января 2018 года 10-00ч.

Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!

 

 

 

 «Қазақстанның Үшінші жаңғыруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» атты Мемлекет басшысының Қазақстан халқына жолдауында айтылған бес басымдылықты  іске асыру 2017 жылғы бюджетті атқарудың басты желісі болды.

Анықтама: бұл - республикалық және жергілікті маңызы бар жолдарды салу, жаңғырту мен жөндеу, агроөнеркәсіп кешенін дамыту; «Нұрлы жер» тұрғын үй құрылысы бағдарламасын іске асыру; мемлекеттік қызметтерді автоматтандыру және нормативтік-техникалық құжаттарды жетілдіру; адам капиталы сапасын жақсарту, қауіпсіздік пен сыбайлас жемқорлықпен күрес; банк секторын сауықтыру.

Осымен қатар, мемлекеттік бюджеттің әлеуметтік құрамын арттыру қамтамасыз етілді. 2016 жылмен салыстырғанда әлеуметтік салаға арналған шығыстардың өсу қарқыны 112%-ті құрайды, ал олардың таза шығыстардағы үлесі 51% жетті.

Ал, мемлекеттік бюджеттің негізгі параметрлеріне келсек, олар алдын ала деректер бойынша орындалды.

Кірістер бойынша жылдық жоспар барлық бюджеттерде асыра орындалды. Өткен жылға қарағанда  мемлекеттік бюджеттің кірістерінің өсімі 700 млрд.теңгені құрады.

Шығыстар бойынша барынша жоғары атқарылуға қол жеткізілді: мемлекеттік бюджет99,7%, республикалық бюджет99,8% және жергілікті бюджет99,6%. Шығыстарды қолмен басқару нәтижесінде игермеу сомасы барынша азайтылды.

Республикалық бюджеттің тапшылығы 1 357 млрд.теңгені құрады.  Бұл жоспардағыдан (1486 млрд.теңге) 129 млрд.теңгеге аз.

Салық-кеден саласында бизнеске жүктемені азайту бойынша жұмыс жалғастырылды. Жедел деректер бойынша тексерулер саны 47,5%-ке қысқарды.

Бюджет қаражаты 2016 жылға қарағанда аудиторлық іс-шаралармен және камералдық бақылаумен екі есеге көп қамтылды. Әкімшілік жауапкершілікке тартылған адамдардың саны 2,2 есеге азайды. Ол, камералды бақылаудағы превентивтік шаралардың тиімділігінің артуы арқасында қамтамасыз етілді. 

Бұл мемлекеттік бюджетті атқарудың негізгі сипаттамасы.

Енді әрбір позиция бойынша неғұрлым толығырақ айта кетейік.

ДОХОДЫ

Доходы государственного бюджета исполнены на 102,2%, или собрано 7 153 млрд.тенге. Прирост в сравнении с прошлым годом составил 10,9%. 

В республиканский бюджет поступило доходов в сумме 5 012 млрд.тенге, или 101,2% к плану. Сумма перевыполнения составила 59 млрд.тенге. Собственные доходы местных бюджетов исполнены на 104,6%, или с перевыполнением на 95 млрд.тенге.

Сумма перевыполнения по доходам республиканского бюджета сложилась за счет налоговых поступлений.

Основные факторы, повлиявшие на перевыполнение плана – это рост ставок ЭТП (при прогнозировании поступлений применялась ставка 50 долл.США, фактически за 2017 год в среднем сложилась 52,4 долл.); увеличение объема импорта и рост цен на металлы (НДПИ).

Вместе с тем, план по корпоративному подоходному налогу и НДС на товары внутреннего производства не выполнен на 86 млрд.тенге и 6 млрд.тенге соответственно.   По НДС на товары внутреннего производства это произошло по причине роста суммы возврата (2016г. – 498,4 млрд.тенге, 2017 г. – 612,1 млрд.тенге, или темп роста 123%).

Потери по КПН произошли из-за снижения доходов банковского сектора, сокращения объемов добычи урана  вследствие падения мировых цен на него.

Справочно: 11 месяцев 2016г. – 70,8 долларов США за 1 кг, 11 месяцев 2017г. – 56,6 долларов США за 1 кг. за 9 месяцев  2016г. добыто 11 958 тонн, за 9 месяцев 2017 г. – 11 362 тонны.

Улучшаются процедуры налогово-таможенного администрирования. Акцент в администрировании направлен на добровольное исполнение налогоплательщиком налогового законодательства. К примеру, в 2017 году налогоплательщиками начислено по уведомлениям 171,3 млрд.тенге, что на 19 % больше, чем в 2016 году (144 млрд.тенге).  Увеличился уровень взыскиваемости. В 2017 году взыскано по уведомлениям 123 млрд.тенге, или на 34% больше, чем в 2016 году.

С 1 октября 2017 года запущена подсистема «Таможенный транзит» ИС «АСТАНА-1». С момента запуска обработано более 85 тысяч деклараций.  Это позволило сократить почти в 4 раза среднее время таможенного оформления (с 63 до 16,5 минут).  

По местным бюджетам доходы исполнены на
2 142 млрд.тенге, или 104,6%. План по доходам перевыполнен по всем регионам, кроме Мангистауской области (97,4%). Причина – недопоступления
индивидуального подоходного и социального налога от нефтесервисных компаний.

РАСХОДЫ

Чистый прирост расходов по сравнению с 2016 годом составил 6,6%. С учетом же 2 трлн.тенге, направленных на оздоровление банковского сектора, прирост расходов составит 31,2%. 

В 2017 году исполнение расходов республиканского бюджета рекордно высокое - 99,8% или 11 156 млрд.тенге (в 2016 году – 98,3%).

На высокое исполнение повлияли онлайн-мониторинг бюджетных средств в течение года и проведенные селекторные совещания.

Неисполнение составило 21,1 млрд.тенге или 0,2% от общего объема расходов. Из них,  экономия - 2,3 млрд.тенге, 3,4 млрд.тенге – нераспределенный резерв. По Бюджетному кодексу эти расходы не считаются неосвоением. Поэтому можно утверждать, что чистое освоение составило 99,9%.

Вместе с тем, неосвоено 15,3 млрд.тенге. Причины – это отставание от графика работ, не поставка товаров поставщиками.

Справочно: Наибольшие суммы приходятся на МЗ – 4,1 млрд.тенге; МОН – 3,4 млрд.тенге; МСХ – 1,7 млрд.тенге; МФ – 1,7 млрд.тенге; СГО – 1,4 млрд.тенге; МТСЗН – 0,6 млрд.тенге.

Расходы местных бюджетов освоены на 99,6% или 4 866 млрд.тенге. Это выше уровня прошлого года (99,2%).

По итогам года на счетах местных бюджетов образованы кассовые остатки в сумме 123,8 млрд.тенге.

Справочно: наибольшие кассовые остатки сформированы по г.Алматы – 34,7 млрд.тенге, Алматинской – 17,5 млрд.тенге, Карагандинской областям – 10,5 млрд.тенге, ВКО – 9,2 млрд.тенге, Атырауской – 8,8 млрд.тенге, Костанайской областям – 7,2 млрд.тенге,   г.Астана – 5,8 млрд.тенге.

Регионам выделены целевые трансферты в сумме 1 038 млрд.тенге. Освоено на 99,5% или 1 033 млрд.тенге. Неисполнение составило 5,4 млрд.тенге, из них 1,3 млрд.тенге – экономия бюджетных средств, 4,0 млрд.тенге остались неосвоенными.

 Наибольшее неосвоение сложилось по: Павлодарской – 1,1 млрд. тенге, Карагандинской областям – 1,0 млрд. тенге,  г.Астане – 0,6 млрд.тенге, Акмолинской – 0,5 млрд.тенге, СКО – 0,3 млрд.тенге.

Основными причинами неосвоения являются корректировка ТЭО, отставание от графика работ, не поставка товаров поставщиками.

НҰРЛЫ ЖОЛ

Предусмотренные по Госпрограмме «Нұрлы Жол» средства освоены на 99,9% или 472,3 млрд.тенге.

Справочно: средства направлены на развитие транспортно-логистической инфраструктуры – 325,8 млрд.тенге;

развитие индустриальной инфраструктуры – 16,3 млрд.тенге;

ЖКХ и жилищного строительства - 51,7 млрд.тенге;

развитие инфраструктуры в сфере образования - 68,1 млрд.тенге;

долю Казахстана в совместных проектах с МФО - 10,4 млрд.тенге.

Регионам в рамках Госпрограммы было выделено целевых трансфертов и кредитов на сумму 127,4 млрд.тенге. Освоено 125,7 млрд.тенге, или 98,7%. Не исполнено 1,6 млрд.тенге, из них 0,1 млрд.тенге - экономия бюджетных средств.   Тремя регионами не освоено1,5 млрд.тенге. Это -  СКО, Павлодарская и Карагандинская области. Причины неосвоения аналогичны целевым трансфертам.

 Справочно: 895,0 млн.тенге в Павлодарской области по расходам на развитие индустриальной инфраструктуры по строительству ЛЭП -110 кВ с ПС 110/10 кВ "Format MC" в связи с корректировкой технико-экономических обоснований, финансово-экономических обоснований, проектно-сметной документации;

300,0 млн.тенге в Карагандинской области по строительству школы на 600 мест в г.Темиртау в связи с длительным проведением конкурсных процедур не своевременно были подведены итоги государственных закупок, поздно определен потенциальный поставщик;

244,3 млн.тенге в СКО по расходам на строительство железнодорожного подъездного пути с внутриплощадочным путевым развитием и инженерными сетями АО "Сырымбет" в Айыртауском районе и по строительству комплекса сооружений для водоснабжения рудника "Сырымбет" Айыртауского района в связи с отставанием от графика производства работ.

 

МЕМЛЕКЕТТІК АУДИТ

Өткен жылы жалпы сомасы 8,6 трлн.теңгеге 496 мың мемлекеттік сатып алу рәсімі камералдық бақылаумен қамтылды. Тексеру қорытындылары бойынша жалпы сомасы 728 млрд. теңгеге бұзушылықтар анықталды. Оның ішінде конкурстардың қорытындыларын жою және қайта қарау жолымен 710млрд.теңге сомаға, яғни 97,5% бұзушылықтар жойылды. Аудиторлық іс-шаралармен 2,3 трлн. теңге бюджет қаражаты қамтылды. Барлық сомасы 275 млрд. теңгеге қаржылық бұзушылықтар анықталды. Оның ішінде тауарларды жеткізу, қызметтер көрсету және жұмыстарды орындау, бюджетке өтеу және есепке алу бойынша көрсету жолымен 259 млрд. теңге түзетілді. 

***

2017 жылғы мемлекеттік бюджеттің атқарылуының алдын ала қорытындылары осындай.

 

Назарларыңыз үшін рахмет!