Print previewPrint

Доклад Первого Заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК Смаилова А.А. на пленарном заседании Сената Парламента РК по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте».

12/5/2019

Доклад Первого Заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК Смаилова А.А. на пленарном заседании Сената Парламента РК по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте». 5 декабря 2019 года

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Уважаемые депутаты!

 

На Ваше рассмотрение вносится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте».

Глава государства в сентябре прошлого года на открытии третьей сессии шестого созыва Парламента отметил необходимость совершенствования процедур реабилитации и банкротства.

Во исполнение поручения министерством разработан проект Закона.

На сегодня процедуру банкротства проходят порядка              4 тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий – в стадии реабилитации.

Фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше.

Действующий Закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.

В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании банкротом.

Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта.

Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам.

Аналогично при применении реабилитации.

В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник - является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности.

Предлагаемый законопроект направлен на решение этих проблем.

Основными направлениями законопроекта являются:

Первое. Упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства

Законопроект предлагает в качестве основания для обращения в суд должника или кредитора с заявлением о применении реабилитации рассматривать временную неплатежеспособность. То есть должник свыше четырех месяцев не исполняет обязательства. Это отправная точка.

Аналогично по банкротству.

Должник вправе обратиться в суд, если наблюдается стабильное превышение обязательств над активами.   

Кредитор вправе обратиться в суд, если имеется судебный акт, исполнительный документ о взыскании сумм или долг признан должником.

Таким образом, законопроект устраняет неопределенность, структурирует процесс, что вкупе упрощает вход в процедуры реабилитации и банкротства.

Также, законопроект предоставляет индивидуальным предпринимателям возможность реабилитироваться.

Второе. Сокращение сроков проведения процедуры банкротства

Ведущая роль в процедурах отведена кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса.

Собрание кредиторов затратно, и по времени, и по финансам, так как предполагает участие всех кредиторов.
В свою очередь, комитет кредиторов является представительным органом собрания и процедура его созыва проще. 

Передается ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов.

Также, вносятся поправки, обеспечивающие баланс между интересами залогового кредитора и кредиторов социальной направленности.

Сейчас залоговые кредиторы имеют абсолютный приоритет перед требованиями всех других кредиторов, включая оплату труда.

Поправки, вносимые законопроектом, устанавливают, что залоговый кредитор вправе принять заложенное имущество в счет удовлетворения своих требований только после погашения требований по оплате труда в размере не более трех минимальных размеров заработной платы на
1 работника.

Отдельно следует отметить положения законопроекта, пересматривающие подходы к установлению ответственности за преднамеренное и ложное банкротство.

Законопроектом предложено исключить состав «Ложное банкротство» и конкретизировать состав «Преднамеренное банкротство», сделав акцент на отчуждении имущества с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами.

Третье. Упрощенная ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства

Для ликвидации бездействующих предприятий законопроект предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора.

Кроме того, законопроектом предлагаются поправки:

- в Бюджетный кодекс, в части введения понятия неэффективного планирования и неэффективного использования бюджетных средств;

-   в Закон «О железнодорожном транспорте»,  в части дополнения компетенции уполномоченного органа разработкой и утверждением правил и типового договора на субсидирование ставки купонного вознаграждения по облигациям перевозчика, выпущенным в целях развития магистральной железнодорожной сети и подвижного состава железнодорожного транспорта;

- в Закон «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», согласно которым лица, признаваемые субъектами микро- или малого предпринимательства, за исключением отдельных категорий налогоплательщиков, с 2020 года подлежат освобождению от уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога, социального налога, единого земельного налога.

В заключение хочу отметить, что при разработке использовался опыт зарубежных стран.

Ожидается, что предлагаемые инициативы позволят на 32% активизировать применение субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства.

В свою очередь, сокращение сроков до 20% и затрат на их проведение до 40% положительно отразится на позиции Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Businеss»
по индикатору «Разрешение неплатежеспособности».

Уважаемые депутаты, прошу Вас поддержать данный проект Закона.

 

Спасибо за внимание!