Print previewPrint

Доклад Первого заместителя Премьер - Министра РК –Министра финансов РК Смаилова А.А. на правительственный час в Мажилисе Парламента РК «Дальнейшее развитие государственного аудита в целях повышения эффективности использования бюджетных средств»

2/10/2020

Құрметті Гүлмира Истайбекқызы! Құрметті депутаттар!

2015 жылы «Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау туралы» негізгі Заңның қабылдануы Қазақстан Республикасында мемлекеттік аудит жүйесін құруға бастама болды.

Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдарының сертификатталған қызметкерлері 2017 жылдан бастап мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдары қабылдаған жаңа стандарттар бойынша мемлекеттік аудитті толыққанды іске асыруға кірісті.

Депутаттық корпуспен бірлескен күш-жігердің арқасында 2018 жылы заңнамалық база жетілдірілді және мемлекеттік аудиттің одан әрі дамуына түрткі болды.

Түзетулер пакеті сыбайлас жемқорлыққа қарсы механизмдерді күшейтуге, мемлекеттік аудиторлардың кадрлық потенциалын арттыруға және электрондық аудитке көшуге мүмкіндік берді.

* * *

 

С принятием Закона о госаудите и финансовом контроле классификация нарушений разделена на финансовые и процедурные.

За четыре года Национальной комиссией сертифицировано более 1,5 тысяч госаудиторов

Во всех государственных и исполнительных органах созданы 54 службы внутреннего аудита и 79 раз проведены заседания Советов по госаудиту и рискам.

Комплексные проверки по всем вопросам заменены на точечный аудит конкретных транзакций.

Наряду с этим, сегодня аудит финансовой отчетности направлен на своевременное устранение и недопущение искажений в консолидированной финансовой отчетности.

Это  подтверждается объемом предупреждений на 1 трлн. тенге в прошлом году.

Внедрение и развитие дистанционных методов проверок повысили правовую грамотность объектов аудита и минимизировали коррупционные риски.

Удельный вес выявленных нарушений в закупках уменьшен с 19% до 2%.

Апелляционной комиссией  Министерства финансов рассмотрено 402 возражения и жалоб, половина из которых подтверждена.

При этом, членами Комиссии являются методологи, что дает возможность незамедлительно принимать поправки в законодательство по встречающимся коллизиям.

 

Изменен подход к проверкам от выявлений к предупреждениям.

Действующая классификация нарушений позволяет адекватно выделять существенные и несущественные отклонения.

Как вы видите на слайде, объем финансовых нарушений, выявляемых госаудиторами с 2015 года, снижен в 4 раза с
1,9 трлн.тенге до 478 млрд.
тенге.

При этом, заложенные в Классификатор нарушений перечень видов, меры и способы устранения нарушений обеспечивают единый подход и минимизируют коррупционные риски госаудитора при принятии решений.

 

Как отмечалось выше, нарушения теперь делятся на финансовые – которые выражаются в суммовом выражении и процедурные – по которым учет ведется по их количеству.

В прошедшем году КВГА выявлено финансовых нарушений на сумму 245 млрд. тенге, что составляет 39 % от общей суммы нарушений.

Проведенный анализ показывает, что основной объем нарушений связан с порядком ведения бухгалтерского учета (77 %), завышением бюджетных средств при планировании и использованием прочих текущих расходов (12 %), с управлением активов субъектов квазигосударственного сектора (4 %).

 Системное решение вышеуказанных вопросов мы видим в автоматизации всех основных процессов по аналогии с работой, проведенной в госзакупках.

Более детально об этих аспектах я скажу чуть позже.

С переходом на госаудит, деятельность Уполномоченного органа направлена на развитие превентивного аудита с применением Системы управления рисками.

В частности, сокращены плановые проверки в 6,5 раз, то есть, если в 2015 году количество проверок по Плану составляло более 3-х тысяч, то к 2019 году оно уменьшилось до 500.

Также сократились сроки нахождения аудиторов на объектах аудита, так если ранее ревизионная группа проводила контроль на объекте аудита раз в 2 года и продолжительность проверки составляла в среднем
1 месяц, то сегодня аудит соответствия КВГА проводится точечно, длительность которого варьируется от 1 до 9 дней в зависимости от масштаба вопроса.

При этом, точечность проверок стала эффективнее – почти в два раза вырос удельный вес выявленных нарушений к охвату. Так в сравнении с 2015 годом, где результативность составляла 30%, в 2019 году данный показатель вырос до 55%.

 

Сохраняется положительная динамика по устранению нарушений, выявленных по итогам аудита.

Например, к 2019 году в 4 раза увеличилось возмещение в бюджет сумм нарушений в сравнении с 2015 годом.

 

Следующим важным блоком в функционале внутреннего аудита выступает аудит финотчетности.

Как Вы знаете, впервые в этом году Счетным комитетом будет аудирована консолидированная финотчетность республиканского бюджета.

Для этого Счетному комитету потребуются результаты работы КВГА Министерства финансов.

Для минимизации рисков содержания существенных искажений в консолидированной финансовой отчетности методология проведения аудита полностью согласована со Счетным комитетом.

По согласованным подходам КВГА в настоящее время проводится аудит консолидированной финотчетности 12-и администраторов, с охватом всего 2019 года.

Администраторы для проведения аудита отобраны по уровню существенности объемов валюты баланса.

Так, 10,8 трлн. тенге или 70% от общей суммы валюты баланса аудируются в режиме реального времени.

Промежуточно по результатам полугодового аудита уже установлены и предотвращены недостатки финансовой отчетности на сумму 1 трлн. тенге.

Все 66 направленных КВГА рекомендаций исполнены в полном объеме.

Это реальный превентивный механизм, позволивший администраторам бюджетных программ до формирования консолидированной финансовой отчетности исправить свои недочеты.

Предварительный анализ данных подходов уже показывает положительные результаты, с которыми, уважаемые депутаты, Вы сможете ознакомиться при рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета

 

Государственные закупки - одна из проблемных, но в то же время одна из динамично развивающихся направлений деятельности Министерства финансов.

В частности, за последние 4 года благодаря комплексу мер, связанных с полной автоматизацией процесса и развитием дистанционных методов проверок, снижены нарушения по госзакупкам, выявляемым аудиторами при выходе на объект, в 765 раз.

Если быть точнее: в 2015 году при госфинконтроле сумма нарушений по госзакупкам составляла 233 млрд. тенге, то в 2019 году госаудитом выявлено нарушений по госзакупкам на сумму 0,3 млрд. тенге.

 При этом, в ходе камерального контроля до подписания договоров устранено нарушений на сумму 795 млрд.тенге.

Автоматизация камерального контроля позволила увеличить максимальный охват госзакупок в 6 раз.

Аналогичные меры мы планируем в рамках законодательных инициатив применить на квазигоссектор через согласованные Правила закупок Фонда «Самрук-Казына», а также разработанные Министерством финансов Правила закупок квазисектора и единую платформу.

Эти меры должны повлиять на снижение нарушений субъектов квазигоссектора.

 

Следующий блок – это проблемные вопросы.

Остановлюсь на коррупционных рисках.

За период 2017-2019 годы задержано и осуждено
16 аудиторов и 1 работник вспомогательного подразделения

Основная причина проявления коррупции – это «прямые контакты» аудитора с объектом.

Решение проблем, связанных с коррупционными рисками при проведении аудита видим только в автоматизации и обеспечении публичности бизнес-процессов и данных, как это сделано в сфере госзакупок.

С развитием электронного камерального контроля, апелляционного обжалования госаудиторы стали меньше находится на объекте и соответственно, меньше контактировать с проверяемыми.

К примеру, ранее в 2015 году 100% проверок проводилось по старинке с выходом на объект, на что затрачено 139 тысяч ревизоро-дней.

Сегодня же 44% аудита проводится онлайн, что составляет 41 тысячу ревизоро-дней.

После максимальной автоматизации процессов только 20% проверок будет проводиться с выходом на объект - там, где нужна инвентаризация и контрольный осмотр.

 

Также на коррупциогенность влияет неконкурентная заработная плата и высокая ответственность госаудиторов,  привлекаемых к следственным мероприятиям правоохранительных органов.

В связи с чем, на сегодня наблюдается серьезный отток квалифицированных кадров.

Следующим проблемным вопросом является отвлечение ресурсов на внеплановые проверки по запросам правоохранительных органов и жалобам.

КВГА – единственный субъект среди органов госаудита, который осуществляет внеплановый аудит по обращениям физических и юридических лиц, писем правоохранительного блока и поручениям вышестоящих органов.

Работа внепланового характера составляет 89%, что значительно отвлекает ресурсы от основной деятельности.

 В динамике, более 40% внеплановых проверок приходится на рассмотрение жалоб и почти 30% по запросам правоохранительных органов.

При этом, взаимодействие с правоохранительными органами носит односторонний характер.

Так, госаудиторы КВГА выявляют нарушения, а информация о дальнейшем ходе расследования, возмещении сумм нарушений и привлечении виновных лиц к разного рода ответственности отсутствует.

Необходимо отметить, что на практике правоохранительными органами направляются поручения в виде рапортов или писем по которым уголовные дела не возбуждены.

В целях оптимизации некоторых бизнес-процессов предлагается проверки по инициативе правоохранительных органов осуществлять через аутсорсинг аудиторским организациям.

Что касается большого количества жалоб, то учитывая, что 44% из них не подтверждается, мы прорабатываем вопрос возможности установления по ним оплаты.

 

К примеру, при подтверждении жалобы оплаченная сумма будет возвращаться заявителю, в противном случае – оплата будет направлена в бюджет. Не менее важным функционалом Министерства выступает координация Служб внутреннего аудита.

Они на сегодня продолжают проводить ревизии, а не аудит.

Нет заметного улучшения финансовой дисциплины в их организациях.

 Это можно проследить по результатам деятельности за последние 3 года.

На их площадках должны обсуждаться системные недостатки в госорганах и меры по их недопущению.

Однако, наблюдается формальное «создание» Советов.

Имеются 11 госорганов, которые с 2016 года не провели ни одного заседания Совета.

Самыми активными по работе с Советом по аудиту и рискам, являются министерства здравоохранения, труда и соцзащиты, Верховный суд, а также Актюбинская область.

Повышение результативности работы Служб аудита, в первую очередь, видится в эффективной работе Советов, которые должны устанавливать СУРы и КРI, обеспечивающие охват наиболее рискованных операций, и безусловно их профилактику.

Министерство финансов в этом направлении через КВГА в рамках координации в текущем году усилит взаимодействие со Службами внутреннего аудита.

 

Предлагаемые решения и ожидаемые результаты.

 

 

Решение организационных вопросов по развитию аудита мы видим в акценте на превентивность через информатизацию.

 Это и облачная бухгалтерия, и интеграция информационных систем госорганов (квазигосударственных субъектов) на всех этапах бюджетного процесса, и конечно же Big data analyses.

На сегодняшний день, при дистанционных методах проверок (комплаенс, камеральный контроль) преобладает присутствие человеческого фактора – подтверждение риска нарушения устанавливается экспертной оценкой работника (уведомления формируются вручную).

Поэтому мы ставим себе целью максимальную автоматизацию аудита через исключение человеческого фактора и использование информсистем для аудита (Информационные системы МВД, МСХ по субсидированию, МИИР, МинТруда, Банков второго уровня и др.).

В свою очередь, интеграция с базами данных других госорганов позволит предупреждать правонарушения и снизит коррупционные риски.

Следующим блоком хочу выделить наши инициативы, необходимые для дальнейшего развития госаудита.

Для предупреждения нарушений правил бухучета, как я отмечал выше, мы понимаем необходимость внедрения облачной электронной бухгалтерии в государственных учреждениях.

Поэтому мы сначала подготовим информсистему и апробируем ее на практике.

В ближайшее время нами будут установлены необходимые требования и форматы к имеющимся на рынке информационным системам бухгалтерского учета с целью предупреждения ею самой атипичных операций.

В дальнейшем, по мере готовности системы, мы будем аудировать входные данные и проводить электронный аудит финотчетности.

Это позволит и получать выгрузку данных для целей планирования бюджета.

  

***

 

Аудиторлық ұйымдарға құқық қорғау блогына қатысты  тексерулерді аутсорсингке беру бойынша ішкі мемлекеттік аудит комитетінің мемлекеттік аудиторларының орнына жеке аудиторларды тарту қажет.

Өз кезегінде, бұл шара біздің аудиторларға талдау және сәйкестік аудит жүргізуге және заң бұзушылықтардың алдын алуға күш жігерін бағыттауға мүмкіндік береді деп санаймын.

Бүгінгі күні ішкі аудиторларды олардың негізгі функционалынан алаңдату орын алып отыр, өйткені ресурстардың үштен бірі құқық қорғау блогының материалдарын өңдеуге бағытталған.

 

Құрметті депутаттар!

 

Адам факторын болдырмау және ақпаратты жүйелерді аудит үшін мейлінше интеграциялау арқылы барынша автоматтандыру жөніндегі ұсынылған бастамалар, саланы одан әрі жетілдіруге оң әсерін тигізеді.

 

Назарларыңызға рақмет!